В 2017-м году Google сообщил об изменениях в ранжировании сайтов. По словам представителей поискового гиганта, уже в недалеком будущем в топе выдачи смогут оказаться только сайты с безопасным протоколом HTTPS. С 2018 года браузер Chrome отображает статус «Не защищено» в адресной строке всех сайтов с обычным HTTP протоколом. Вслед за Google, в начале 2019 года аналогичную позицию озвучил и Яндекс. В своей выдаче российский поисковик помечает сайты с безопасным протоколом соответствующей пиктограммой. Попробуем разобраться в терминах и понять что же это такое.
Немного терминов…
HTTPS (или HyperText Transfer Protocol Secure) представляет собой расширение для HTTP-протокола с обеспечением шифрования. Это позволяет защитить данные от сниффинга и подмены при их передаче между пользовательским устройством и сайтом. Для этого используются транспортные механизмы шифрования — сертификаты SSL и TLS. Сертификация подтверждает безопасность сайта для личных данных посетителей. Её наличие говорит о сохранности логинов, паролей, личных сообщений и банковских реквизитов от посягательств злоумышленников.
Зачем нужна миграция на HTTPS
В последнее время число Интернет-ресурсов на протоколе HTTP постепенно сокращается — происходит их «миграция» на безопасный протокол. Почему крупнейшие поисковики заставляют перейти на HTTPS? Причина такой позиции Google и Яндекс состоит в заботе о своих клиентах, то есть о пользователях поисковых систем. Инструмент убеждения со стороны поисковиков также вполне очевиден: уже сегодня безопасный протокол является одним из факторов ранжирования. И его роль растет буквально с каждым днем.
Владельцам сайтов переход на HTTPS принесет очевидные взаимосвязанные преимущества:
- обеспечение безопасности в ходе обмена данными;
- повышение доверия со стороны посетителей;
- повышение конверсии продающих страниц.
Что ждет владельцев сайтов без HTTPS?
В долгосрочной перспективе переход на безопасный протокол станет ключевым фактором, без которого эффективное продвижение сайта окажется невозможным. Уже сейчас Google ограничивает показы рекламы для сайтов без SSL-сертификатов. Да и сами пользователи не спешат оставлять свои личные данные там, где видят недвусмысленное предупреждение «Не защищено». Поэтому выбирая интернет-магазин, потенциальные покупатели скорее всего предпочтут тот, который заботится о безопасности онлайн-покупок своих клиентов.
К тому-же существует законодательная подоплека. Так согласно Федеральному закону №152 «О персональных данных», использование SSL-сертификации обязательно для интернет-ресурсов, пользователи которых указывают личные и платежные данные. Требование адресовано в первую очередь финансовым организациям, ведущим свою деятельность в глобальной сети. Однако это касается и любых других сайтов, работающих с пользовательскими данными, будь то соцсеть или обычный форум.
Какой сертификат выбрать?
При переходе на безопасный протокол есть выбор между бесплатным и различными вариантами платных SSL-сертификатов, приобрести которые можно у своего хостинг-провайдера. Бесплатный вариант с автоматическим продлением можно получить, обратившись в некоммерческую организацию Let's Encrypt. Выделенный IP-адрес для этого не потребуется.
Возникает вполне логичный вопрос: зачем покупать, если необходимый сертификат можно получить бесплатно? Вопрос о целесообразности такой покупки остается за владельцем сайта. Однако надо учитывать, что сам центр выдачи бесплатных сертификатов может оказаться под баном Google. Такой прецедент уже существует с компанией Symantec. К тому же не все платежные системы работают с сертификатами от Let's Encrypt. Поэтому если речь идет о сайте под интернет-магазин, то платный HTTPS-протокол окажется единственно возможным решением.
Как и когда переходить?
Владельцы сайтов довольно часто не спешат переходить на безопасный протокол из-за боязни потерять трафик. Его просадка действительно может произойти, но если переход осуществлен правильно, то примерно в течение месяца сайт возвращает свои прежние позиции. Для данной процедуры желательно выбрать время с наименьшей активностью пользователей. Также может потребоваться помощь SEO-специалиста для корректной настройки редиректа и проверки индексации. Я бы рекомендовал такой переход в дни Новогодних каникул. Буду рад помочь. Ориентировачная стоимость услуги - 2000₽ без НДС